Расходы на ведение реестра жалоб составляют 20 млн леев в год. Это утверждает министр экономического развития и цифровизации Думитру Алайба. Он заявил, что в последнем пакете мер по борьбе с бюрократией, объявленном на прошлой неделе, среди многих других мер, направленных на поддержку бизнеса, он предлагает упразднить этот реестр. По его словам, сейчас несколько десятков тысяч предпринимателей, имеющих дело с потребителями, обязаны покупать эту «Книгу жалоб» по 30 леев у Editura Statistica и вести ее.
«На предприятиях обслуживания, расположенных в многоэтажных зданиях, журнал жалоб ведется на каждом этаже, а в павильонах и киосках он вывешивается на видном месте. Это документ «строгой отчетности» и не подлежит аннулированию. Его нельзя выносить из помещения предприятия. Когда я показал его на прошлой неделе, торговец, который мне его одолжил, нарушил «правила». После полного заполнения реестр хранится в учреждении в течение года, затем аннулируется по акту ликвидации. Невыполнение этого требования влечет за собой штраф. Или риск взятки, конечно», — написал Алайба в Facebook.
Он отмечает, что обычно в реестре просто оставляют шутки. «Иногда безвкусные, иногда с ругательствами. Администратор обязан отреагировать на каждую из них, прокомментировать и дать официальный ответ потребителю в течение 14 дней. Давайте вместе подумаем — способствует ли это достижению более высокого уровня защиты прав потребителей? Я думаю, что нет», — говорит министр.
Он также указал на то, что в большинстве европейских стран такой системы уже нет. «Украина отменила эту «Книгу жалоб» около пяти лет назад. Уровень защиты прав потребителей от этого не пострадал. Потому что есть более эффективные и безопасные инструменты. Официальная жалоба непосредственно в отдел защиты прав потребителей гораздо эффективнее. Информация о «горячей линии» вывешена на каждом предприятии, и это справедливо», — добавил Алайба.
По его словам, власти продолжат инвестировать в работающие инструменты, которые будут доступны потребителям. «Но устаревшая бумажная волокита, которая давно превратилась в нефункциональную формальность, должна уйти», — заключил министр.